Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи

Социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 328). Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи».
В учреждении образования  создаются условия, обеспечивающие психологическую безопасность, которая характеризуется
отсутствием негативных условий для психического развития, и исключает внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка, как в учреждении дошкольного образования, так и вне его.

О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказании им психологической помощи

Об оказании психологической помощи

Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи»

 

На базе Центра для предоставления гражданам услуги временного приюта создана и функционирует «кризисная» комната.
Режим функционирования (заселения) «кризисной» комнаты круглосуточный.
Центр безвозмездно оказывает жертвам домашнего насилия консультационно-информационные, социально-педагогические,
социально-психологические, социально-посреднические услуги, услуги социального патроната, услуги временного приюта:
консультационно-информационные услуги - информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для
реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
социально-педагогические услуги - действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп,
организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
социально-посреднические услуги - содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги (статья 30 Закона Республики Беларусь«О социальном обслуживании»);
социально-психологические услуги - содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
социальный патронат - деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
услуга временного приюта - предоставляется жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от домашнего насилия, террористических актов, техногенных катастроф, стихийных бедствий и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Услуга обеспечивает удовлетворение потребности во временном безопасном жизнеустройстве. Услуга предоставляется на условиях конфиденциальности.
Наш адрес: пр-т Шмидта 54А, тел. 65-44-04, 73-92-32, +375291125690.
Время работы: ежедневно с 8-00 до 17-00, обед с 13-00 до 14-00.
Выходной: суббота, воскресенье.
Контактные номера для заселения в «кризисную» комнату:
8 0222 65 24 44 - директор Центра Виктор Марьянович Ковальчук;
8 0222 73 92 32 - заведующий отделением комплексной поддержки в кризисной ситуации Любовь Андреевна Ткачёва.
Круглосуточный телефон для заселения в «кризисную» комнату:
+375 29 112 56 90 (Валюженцев Максим Викторович, психолог отделения комплексной поддержки в кризисной ситуации).

Что такое насилие над ребенком?

Давайте определим, что представляет собой насилие над детьми. Говоря простым языком, насилие над ребенком — это любые действия или бездействие родителей либо других взрослых, в результате которых  наносится  вред  физическому и психическому здоровью ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребенка.

Специалисты, работающие в этой области, выделяют три основных фактора детской уязвимости

1. Отсутствие информации  о  насилии  над  детьми у родителей и детей

Ребенок, с которым постоянно жестоко обращаются родные и который является свидетелем домашних скандалов, часто даже не представляет, что все может быть по-другому. Он воспринимает происходящее как норму. С другой стороны, и родители не рассматривают семейные скандалы, телесные наказания, игнорирование и оскорбления как формы насилия в отношении детей.

2. Бессилие  и  зависимость  детей

Ребенок зависит от родителей, авторитет которых для детей, особенно маленьких, непререкаем. В результате дети часто зависят как раз от тех людей, которые могут с ними жестоко обращаться. Маленький ребенок не способен просто уйти из дома и спрятаться от насилия.

В то же время он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьет маму. Ребенок не в состоянии понять, почему самые дорогие для него люди причиняют боль ему или друг другу.

3. Изолированность детей  от  источников  помощи и знаний

Если взрослые в ситуации насилия могут обратиться к друзьям, соседям, знакомым, специалистам, то у маленького ребенка нет такой возможности. Изолированность заключается еще и в том, что доступ маленьких детей к любым службам помощи   возможен   лишь при участии взрослых. Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах кому-то из взрослых: воспитателю в детском саду или учителю в школе, родителям друга или руководителю кружка.

 Все это приводит к тому, что огромное количество детей в мире ежедневно подвергаются жестокому обращению.

Помимо этого, дети все чаще становятся свидетелями ссор между   родителями или другими членами семьи, что также не- гативно влияет на благополучие ребенка, его развитие, и повышает риск применения насилия в отношении него.

Определить истинные масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто хранят  молчание  и  не  сообщают о случаях жестокого обращения в семье. Родственники, соседи или знакомые, которые знают о ситуации в таких семьях, тоже не всегда рассказывают о ней. Чаще всего о подобных случаях становится известно только тогда, когда ребенок с травмами попадает в поле зрения педагогов или медицинских работников. Но и они не всегда способны определить, что травмы появились не в результате неудачного стечения обстоятельств. Случаи же психологического и эмоционального насилия почти всегда остаются «за кадром», поскольку не оставляют видимых следов.

 

Каким бывает насилие в отношении ребенка?

Насилие в семье по отношению к детям может проявляться в различных формах.

Специалисты выделяют четыре основных вида насилия:

              физическое 

           психологическое (эмоциональное)

             сексуальное 

        неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка.

 

Стоит отметить, что обычно ребенок  подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу.

Физическое насилие — это нанесение ребенку

различных травм и телесных повреждений, которые причиняют ущерб его здоровью, нарушают развитие или лишают жизни.

Физическое насилие подразумевает избиение, истязание, сотрясение, пощечины, щипки, подзатыльники, шлепки, удары, прижигание горячими предметами, жидкостями, сигаретами; укусы, удушение или утопление; вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.

Перечислить все формы физического насилия   не представляется возможным из-за их разнообразия, а с их примерами мы сталкиваемся постоянно. Мы ужасаемся, когда в средствах массовой информации появляются статьи о том, как горе-родители избивают своих детей, истязают и даже убивают их. Но, к сожалению, мало кто воспринимает как демонстрацию насилия такие довольно привычные картины, когда молодая мама за какой-то проступок прямо на улице бьет своего ребенка или резко дергает его за руку; когда папа со словами «Третий раз повторять не буду!» дает ребенку подзатыльник… Задумываемся ли мы о том, что в этот момент ребенок подвергается физическому   насилию?   Вероятно,   нет. И, скорее всего, эта мама и этот папа будут очень удивлены, если мы скажем им, что они применяют насилие по отношению к своему ребенку.

 Физическое насилие, как правило, сопровождается психологическим (эмоциональным).

Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое вербальное или невербальное (то есть выраженное словами или другими способами) оскорбление  ребенка,  угрозы и унижения со стороны родителей,   обвинения   в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, постоянная ложь или искажение действительности, в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому или к самому себе, а также   предъявляемые к  ребенку  требования, не соответствующие его возрастным    возможностям.

 Психологическое насилие настолько широко распространено, что, вероятно, нет человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с ним, — однако при этом именно его реже всего воспринимают как насилие.

Эмоциональная  отгороженность

Родители не заботятся об эмоциональных потребностях и нуждах ребенка. Например, ребенок с увлечением пытается рассказать родителям о том, какую замечательную картинку он нарисовал в детском саду, или о том, что учитель похвалил его в школе за помощь в уборке класса, т. е. хочет поделиться с родителя- ми своим успехом. Но родители отмахи- ваются, говорят, чтобы он не мешал, шел играть в свою комнату и т. п. В первый раз ребенок может подумать, что он дей- ствительно не вовремя подошел к маме с папой, и он попытается снова. Но если такая ситуация повторяется постоянно, то наступает отчуждение от родителей.

Враждебное  отношение

 Родители перекладывают на ребенка ответственность  за  свои   собственные неудачи, используют его в качестве «козла отпущения». Они говорят ребенку, что от него нет никакого толку, постоянно оскорбляют, могут не разговаривать с ним в качестве наказания, акцентируют внимание исключительно на отрицательных чертах характера, никогда не обнимают и не целуют его. Дети часто слышат от родителей: «От тебя одни не- приятности!», «Ты ничего не можешь сделать как надо!», «Ты меня бесишь!», «Ты мне надоел!» и, самое страшное, — «Лучше бы ты не родился!» В результате ребенок чувствует себя ненужным и нежеланным, у него снижается самооценка, он считает, что его не за что любить и уважать, притом распространяет эти убеждения не только на свою семью, но и на более широкий круг общения.

Непоследовательность

Противоречивая   реакция   на    поступки ребенка. Ребенок должен усвоить, что у каждого действия есть определенные последствия. Если же мама с папой по-разному реагируют на один и тот же его поступок, то ребенку трудно понять, правильно ли он делает и как ему вести себя в такой ситуации в будущем. Не менее сложно ребенку сориентироваться, когда в одной и той же ситуации один и тот же родитель реагирует по-разному, в зависимости от своего настроения в данный момент.

Ложь и невыполнение обещаний, данных ребенку

Родители не выполняют обещаний, данных ребенку, или лгут ему. Причем в первую очередь это касается самых мелких, «неважных» с точки зрения взрослого обещаний — ведь из них состоит каждый день.

Завышенные ожидания и требования, не соответствующие возможностям или возрасту ребенка

Неспособность или нежелание признать, что ребенок — это самостоятельная личность, имеющая право на свое собственное мнение и личное пространство

Родители читают переписку ребенка, могут прослушивать его телефонные разговоры,   имеют  привычку  выбирать за ребенка, чем ему заниматься, какой кружок посещать, с кем дружить и какие фильмы смотреть. Когда требования родителей не противоречат желаниям ребенка, ничего страшного не происходит. Но если в таких ситуациях основной принцип взрослых — «я лучше знаю, что тебе нужно!», то подобное отношение уже становится насилием. Им же можно считать и желание родителей «сделать лучше» или «переломить» ребенка. Чтобы ваше стремление помочь ребенку пошло ему во благо, учитывайте его интересы.

Обсудите вместе, чем ребенку было бы интересно заниматься, предложите варианты. Точно так же стоит вместе обсудить личные границы и правила, которые будут соблюдать все члены семьи.

Угрозы и запугивание

Взрослый постоянно оскорбляет и запугивает ребенка; заставляет что-либо делать, угрожая бросить его или кому-то отдать, либо применить насилие по отношению к братьям, сестрам, другим членам семьи или к домашним живот- ным. Например, отец говорит ребенку, что, если тот принесет из школы плохую оценку, выпорет его ремнем. Родители рассказывают ребенку страшные истории, которые плохо заканчиваются.

Игнорирование

Ребенок ощущает только физическое присутствие родителей, а эмоционального контакта с ними у него нет. Родители не обращают внимания на ребенка, не интересуются им, не выражают по отношению к нему никаких эмоций.

Уничтожение личных вещей ребенка

Родители делают это, чтобы получить контроль над ребенком, добиться его подчинения. Как правило, выбираются самые любимые игрушки, потому что так можно быстрее достичь желаемого результата.

Запрет на встречи с одним из родителей после развода

Часто после развода мама запрещает ребенку встречаться с папой, пытаясь таким   образом   «отомстить»   мужчине за то, что ее личная жизнь не сложилась. Также под запрет нередко попадает об- щение с бабушкой и дедушкой, к которым ребенок привязан не менее сильно.

Сексуальное насилие — самый страшный вид насилия,

который заключается в том, что ребенок используется взрослым человеком для получения сексуального удовлетворения.

 Вот формы сексуального насилия по отношению  к детям, которые встречаются чаще всего:

демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов;

ласки и прикосновения к половым органам ребенка;

сексуальные игры и половой акт с ребенком;

демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания;

вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции;

вовлечение  ребенка в занятие проституцией.

Обычно от сексуального насилия страда- ют дети до 12 лет, чаще всего в возрасте 3-7 лет. В этот период ребенок еще не понимает, что с ним происходит, и ему трудно описать случившееся словами.

К тому же взрослому человеку, который сексуально использует ребенка, проще запугать его   и   добиться   молчания. Для этого применяются различные способы обмана.

Чаще всего это продолжается долгие годы, потому что ребенок просто никому не рас- сказывает о происходящем: с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, с другой — боясь доставить неприятности самым близким людям, маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребенка хранить тайну.

Сексуальные действия по отношению  к  детям  чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований — до 80%).

 

Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка. Этот вид насилия подразумевает   нежелание или неспособность  родителей удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических,      эмоциональных и интеллектуальных способностей.

 Такое происходит не только в тех случаях, когда семья испытывает материальные трудностиИногда родители ведут себя подобным образом, пользуясь зависимым положением ребенка и, соответственно, злоупотребляя своими правами.

Формы  неудовлетворения  основных  жизненных  потребностей  ребенка:

Оставление  ребенка  без  присмотра

Родители зачастую не обращают внимания на то, чем занимаются их дети, а эти занятия могут быть опасными и приводить к травмам или смертиБолее того, иногда взрослые оставляют малышей на длительное время дома одних или под присмотром  других детей или пожилых людей, которые не способны должным образом о них позаботиться. В подобных ситуациях возрастает риск несчастных случаев.Возраст, с которого ребенка можно оставлять одного, очень индивиду- ален и зависит от самостоятельности, особенностей развития ребенка и иных факторов.

Неудовлетворение потребностей ребенка в питании,  одежде,  жилье и медицинской помощи

Иногда родители одевают детей не по погоде, и они постоянно болеют, получают обморожения или же, наоборот, тепло- вые удары либо солнечные ожоги. Детей кормят мало или некачественной пищей, поэтому они голодают, ищут еду в мусорных баках или выпрашивают ее. Что касается жилья, то оно не всегда является комфортным и безопасным (в квартире или доме плохо работает отопление, электрическая проводка открыта, царит антисанитария и т. д.). Родители не прилагают усилий для поддержания или восстановления здоровья ребенка:не приводят его на медицинские осмотры, отказываются от необходимых медицинских процедур, например, прививок, не обращаются к врачу в случае серьезной травмы. Ребенку не дают необходимых лекарств или нарушают их дозировку, невзирая на рекомендации врача.

Пренебрежение потребностью ребенка в получении адекватного образования

Родители не заботятся о развитии способностей ребенка, не интересуются его успеваемостью в школе, отказываются от контактов с учителями. В результате ребенок часто опаздывает в школу или даже пропускает занятия, потому что родители утром не будят его или вообще оставляют дома для выполнения какой-либо работы, например, для присмотра за младшими детьми. Частое отсутствие в школе становится причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. В подобных ситуациях дети нередко подвергаются на- смешкам и издевательствам сверстников, что приводит к страху перед школой и всем, что с ней связано. В итоге у ребенка формируется отвращение к процессу обучения в целом.

 Последствия насилия

Необходимо помнить, что любой вид насилия на всю жизнь оставляет в душе ребенка шрамы,  негативно влияя на  его  физическое,  психическое,  эмоциональное и интеллектуальное развитие, а также затрудняя его социализацию.

 

Дети, подвергшиеся насилию, часто отстают от своих сверстников в росте, весе или в том и другом одновременно. У них могут развиваться различные психосоматические заболевания:ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, обусловленная отсутствием аппетита. Часто у детей возникают такие нервно-психические заболевания, как тик, заикание, энурез. К перечню психосоматических заболеваний, появившихся в результате пережитого или переживаемого насилия, относятся также астма, кожные болезни (аллергии, нейро- дермиты, псориаз, экзема), головные боли, рвота, бессонница, болезни желудка (гастрит, язва) и т. д.

Дети, которые подверглись любому виду насилия, позже начинают ходить, говорить, реже смеются;   они   значительно   хуже   успевают в школе, чем их одногодки. Такие дети часто испытывают гнев, который выплескивают на более слабых: совсем маленьких детей или животных. Некоторые жертвы насилия, наоборот, чрезмерно пас- сивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается способность к установлению контакта и к общению со сверстниками.

Это   наиболее тяжелое последствие любого   вида   насилия.   Ребенок с низкой самооценкой постоянно переживает чувство вины и стыда. Он убежден в собственной неполноценности, в том, что он «хуже всех» и не вызывает у людей интереса; поэтому ему трудно добиться уважения окружающих, успеха. У таких детей, когда они вырастают, часто возникают депрессии, проявляющиеся в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна;у подростков могут наблюдаться попытки суицида.

У детей из семей, где применяется насилие, интеллектуальное развитие ниже существующей нормы. У них часто отсутствует фантазия и способность к творчеству, им не хватает любопытства и вдохновения для выполнения заданий, требующих душевных усилий. А если им все же удается выполнить подобное задание, они не испытывают от этого ни наслаждения, ни радости. Игры таких детей, как правило, стереотипны и практически лишены самовыражения.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со сверстниками и со взрослыми, нет навыков общения, достаточного уровня знаний и эрудиции для завоевания авторитета. Решение своих проблем такие дети зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам и склонно- стью к совершению противоправных действий.

О насилии сложно говорить, но нельзя молчать

 

Профилактика семейного неблагополучия является приоритетной в работе учреждения дошкольного образования, поскольку сохранение ребенка в родной семье является самым эффективным результатом межведомственного взаимодействия. Во исполнение требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»  специалисты учреждения дошкольного образования в своей  деятельности  руководствуются методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденными заместителем Министра образования Республики Беларусь 1 октября 2019 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 2023 г. № 856 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

Пиромания: причины, симптомы, помощь ребёнку

17.10.2023

         Что такое пиромания в психологии у детей?

         Пиромания – это серьезное расстройство, которое проявляется в умышленном поджигании огня или экспериментах с огнем, которые могут привести к разрушению и травмам. Это явление часто встречается у детей и подростков и вызывает большую тревогу у родителей и педагогов. Пиромания может иметь различные причины и провоцирующие факторы, такие как недостаток внимания, стремление к стимуляции, проблемы взаимодействия со сверстниками или нарушения эмоционального развития.

         Важным аспектом пиромании у детей является то, что она может быть связана с другими психическими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью или оппозиционным приступом. Пиромания может также быть признаком глубоких эмоциональных проблем, таких как депрессия или тревожные расстройства.

         Хотя пиромания у детей может вызывать серьезные опасения, существуют различные способы борьбы с этим расстройством и помощи ребенку  справиться с его эмоциями и поведением.

         В большинстве случаев проявления пиромании начинаются уже в детском возрасте, и ранняя диагностика и помощь являются важными факторами для предотвращения серьезных последствий.

         Основными проявлениями пиромании у детей являются:

  • Игры с огнем без необходимости или ради удовольствия от наблюдения его действия.
  • Стремление устранять собственные эмоциональные проблемы или стресс путем поджога.
  • Сниженная или отсутствующая чувствительность к опасности и последствиям.
  • Скрытность, сокрытие поджогов и огня от окружающих.
  • Удовлетворение и умиротворение после поджога.
  • Независимо от причин пиромании, это поведение может привести к серьезным последствиям, включая пожары, травмы и потерю человеческой жизни. Поэтому важно заблаговременно обратиться за профессиональной помощью, если вы замечаете подобные признаки у вашего ребенка.

 

         В борьбе с пироманией у детей рекомендуется:

  • Получить специализированную помощь. Обратитесь к психологу или психиатру, специализирующемуся на детской психологии и психиатрии.
  • Обеспечить безопасность. Удалите все источники огня из доступа ребенка и обучите его правилам безопасности.
  • Разрешить выражать эмоции. Помогите ребенку найти безопасные способы выражения эмоций, например, через спорт, искусство или терапию.
  • Объяснить последствия. Покажите ребенку, какие могут быть последствия поджога, включая ущерб для жизни, здоровья и имущества.
  • Мониторить поведение. Следите за поведением ребенка и реагируйте на любые предпринятые им попытки использования огня.

         Борьба с пироманией у детей – это сложный и длительный процесс, который требует внимания и участия родителей, педагогов и специалистов в области детской психологии. Однако благодаря своевременной диагностике и подходящему лечению возможно предотвратить серьезные последствия и помочь ребенку в восстановлении его эмоционального и психического здоровья.

         Что такое пиромания у детей?

Причины пиромании у детей могут быть разнообразными. Это могут быть психологические травмы, стрессовые ситуации, отсутствие внимания со стороны родителей, негативный влияние окружающей среды и другие факторы. Важно заметить, что пиромания не является обычной игрой с огнем, это патологическое состояние, которое требует профессиональной помощи.

Симптомы пиромании у детей могут включать частые разговоры о пожарах и огне, огненные игры с опасными предметами, поджоги предметов без видимой причины, увлечение фильмами и литературой о пожарах, отсутствие чувства вины после поджогов и другие сигналы, указывающие на проблему. Если ребенок проявляет подобные симптомы, необходимо обратиться к специалистам для оценки и помощи.

        

         Причины возникновения пиромании:

         Одной из главных причин возникновения пиромании является неконтролируемый интерес к огню. Дети, страдающие от пиромании, испытывают сильное влечение к кострам, зажигалкам, спичкам или любым другим источникам огня. Этот интерес может быть вызван чувством изобретательности, тревожно-игровым поведением или даже стремлением выделиться в группе.

         Еще одной распространенной причиной пиромании у детей является стремление вызвать внимание со стороны взрослых. Пироманы могут испытывать недостаток внимания в своей жизни и, чтобы привлечь его, проявлять агрессивное поведение в виде поджогов. Это является попыткой заполучить реакцию и заботу взрослых, даже если эта реакция будет отрицательной.

         Также пиромания у детей может возникать как реакция на эмоциональные стрессовые ситуации. Подростки, страдающие от депрессии, тревоги или насилия, могут прибегать к поджогам в качестве способа выразить свои эмоции и освободиться от них.

         Некоторые исследователи считают, что пиромания может быть связана с нарушениями в рабочей памяти и контроле импульсов у ребенка. Это может означать, что пироманы имеют трудности в оценке последствий своих действий и контроле своих желаний, что ведет к неправильному использованию огня.

         Родители и педагоги должны помнить, что пиромания у детей – это не просто проказа или повышенный интерес к огню. Это серьезное психологическое расстройство, которое требует специализированной помощи и поддержки. Своевременная диагностика и психологическое вмешательство могут помочь преодолеть причины пиромании и предотвратить возникновение дальнейших проблем.

         Признаки пиромании у детей:

         Одним из ключевых признаков пиромании у детей является экспериментирование с огнем. Ребенок проявляет повышенный интерес к зажигалкам, спичкам, свечам и другим предметам, связанным с огнем. Он может тайно зажигать предметы, рассматривая процесс поджога как игру или исследование.

         Другим признаком пиромании у детей является частое и необъяснимое возгорание различных предметов. Ребенок может поджигать свои игрушки, одежду или другие вещи без видимой причины. В таких случаях необходимо обратить особое внимание и проконсультироваться с психологом.

         Пироманы-дети часто проявляют повышенный интерес к огню и сожженным предметам. Они могут проводить время, наблюдая за горящими объектами и исследуя их последствия. Ребенок может также проявлять странные эмоции, такие как восторг или удовлетворение от поджога.

         Дополнительным признаком пиромании у детей может быть желание заниматься пожарным делом, профессией, связанной с огнем. Ребенок может мечтать о том, чтобы стать пожарным или поговорить с ними о пожарных машинах и инструментах. Этот признак может сопровождаться фантазиями о различных ситуациях пожара.

         Важно понимать, что признаки пиромании у детей могут быть различными и зависят от возраста и индивидуальных особенностей. Следует помнить, что ребенок, проявляющий некоторые интересы к огню, не обязательно страдает пироманией. Однако, если вы замечаете несколько признаков одновременно и сомневаетесь, стоит обратиться за консультацией к психологу или педагогу для более точной оценки ситуации.

         Как бороться с пироманией у детей?

  1. Обратитесь к профессионалу

Как только вы заметили признаки пиромании у ребенка, необходимо посетить психолога или психиатра, специализирующегося на детской психологии. Профессионал поможет определить причины пиромании и разработать индивидуальный план лечения.

  1. Установите правила и границ

Важно установить строгие правила, которые запрещают ребенку использовать огонь без присутствия взрослых. Объясните ему возможные опасности и последствия, связанные с поджогами. Редко наказывайте ребенка сурово, но предоставляйте ему последовательные последствия за нарушение правил.

  1. Обучайте ребенка безопасности

Важно проводить регулярные занятия по обучению безопасности. Научите ребенка различать, что можно поджигать и что нельзя. Объясните, что делать в случае возникновения пожара и как правильно вызвать помощь.

  1. Психотерапия

Психотерапевтические методы могут быть очень полезны в лечении пиромании у детей. Терапевт поможет ребенку понять свои эмоции и научиться справляться с ними. Привлечение пиромании

может быть связано с другими психическими проблемами, которые требуют квалифицированного лечения.

  1. Поддержка и понимание

Для ребенка с пироманией очень важно чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих его людей. Придайте важность его эмоциям и чувствам, выражайте свою заботу и готовность помочь. Создайте безопасную и поддерживающую среду для ребенка.

  1. Ограничьте доступ к огню и запальным веществам

Важно убедиться, что ребенок не имеет доступа к огню и запальным веществам. Храните спички, заправляющие и иные опасные предметы в местах, недоступных для ребенка. Объясните ему, что огонь — не игрушка и его использование требует особой ответственности.

  1. Эмоциональная поддержка

Ребенок с пироманией может испытывать эмоциональные трудности. Помогите ему развивать здоровые способы выражения и управления своими эмоциями. Предоставьте ему возможность обсуждать свои чувства и эмоции без страха быть осужденным или наказанным.

         Пиромания у детей — это сложное заболевание, требующее комплексного подхода к лечению. Распознавание первых признаков и своевременное обращение к профессионалам помогут предотвратить возможные опасности и обеспечить полноценное развитие ребенка.

         Важность раннего выявления пиромании:

         Одним из первых признаков пиромании у детей является непредоставление уместного объяснения причин возникновения пожара. Ребенок может проявлять интерес к огню, игнорировать правила пожарной безопасности и иметь сильное желание поджечь что-либо.

         Раннее выявление пиромании позволяет своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Психолог или психиатр проведет детальное исследование и даст рекомендации для родителей и ребенка.      Ранняя интервенция может помочь предотвратить возможные повторные случаи поджогов и обеспечить нормальное развитие ребенка.

Наконец, важно отметить, что успешное обнаружение и лечение пиромании у детей способствует безопасности ребенка и его окружающих. Родители и педагоги должны быть внимательными и проявлять заботу, чтобы максимально защитить ребенка и способствовать его полноценному развитию.

Что делать при обнаружении пиромании у ребенка:

— Обратиться к специалисту (психологу или психиатру) для проведения детального исследования и постановки диагноза.

— Следовать рекомендациям специалиста по лечению и поддержке ребенка.

— Обеспечить безопасность ребенка и окружающих, соблюдая правила пожарной безопасности и контролируя доступ к источникам огня.

Методы лечения и профилактики пиромании у детей

Один из эффективных методов лечения пиромании у детей — психотерапия. Во время психотерапевтической сессии ребенок работает с профессионалом и разбирает различные ситуации, эмоции и мысли, связанные с его пироманией. Психотерапия помогает ребенку описать свои ощущения, выразить свои эмоции и разработать стратегии управления своими взрывами гнева и агрессии. Кроме того, психотерапия помогает ребенку развить навыки тактики и оценивать последствия своих действий.

         Другой метод лечения пиромании у детей — семейная терапия. Семейная терапия позволяет всей семье обсудить проблемы, связанные с пироманией ребенка, и найти способы поддержки и решения. Родители учатся узнавать предупреждающие сигналы, понимать потребности ребенка и устанавливать границы, а также помогать каждому члену семьи адаптироваться к изменениям и строить здоровые отношения.

         Важным аспектом лечения пиромании у детей является разработка индивидуального плана лечения и поддержки, который учитывает потребности и характеристики конкретного ребенка. План может включать в себя регулярные встречи с психотерапевтом, участие в групповых занятиях или программе дневной стационара, а также использование различных техник для развития навыков саморегуляции и управления стрессом.

         Помимо лечения, важно также проводить профилактические мероприятия для предотвращения пиромании у детей. Родители и педагоги могут играть важную роль в процессе профилактики. Создание безопасной и поддерживающей среды, где ребенок может выражать свои эмоции и получать поддержку, может снизить риск развития пиромании. Регулярные беседы о безопасном поведении и последствиях пиромании также могут помочь предотвратить возникновение проблем.

Методы лечения и профилактики пиромании у детей:

— Психотерапия

— Семейная терапия

— Разработка индивидуального плана лечения и поддержки

— Профилактические мероприятия

 

Источник: https://mealblog.ru/cto-takoe-piromaniya-v-psixologii-u-detei

 

 

 

 

 

 

свернуть

Памятка об ответственности родителей за оставление своих несовершеннолетних детей без присмотра

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Позаботьтесь о безопасности своих детей и не оставляйте их без присмотра.

За последние время увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Уважаемые родители!

Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии».

Согласно ст. 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь, за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 159. Оставление в опасности

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
  2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
  3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. 

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» обозначены следующие критерии и показатели социально опасного положения детей: 

Критерии социально опасного положения 

  

Показатели социально опасного положения 

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) 

 

 

 

 

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи
родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью
ребенка соответствующего возраста родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование,
газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия,
создающие непосредственную угрозу возникновения пожара
родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения)
родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие
чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами
оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим
детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для
отдыха, занятий и игр ребенка (детей)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики
Беларусь об административных правонарушениях
в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не
контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для
жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных
статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2 - 5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10 - 19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в
соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии
с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения
административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ,
их аналогов в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от
диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя,
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

свернуть
поделиться в: